Садись, подвезу!

Садись, подвезу!

Я всегда мечтала путешествовать автостопом. Забегая вперед скажу, что два человека разного пола для автостопа – оптимально. Одному страшно, а всемером влезть в одну машину будет проблематично, хотя если кто-то все же остановится, то попробовать определенно стоит! Самый удобный транспорт для автостопа – это фуры, но, если вас как минимум трое, можете бросать жребий, чтобы решить кто на этот раз поедет на коленках у водителя.

Садись, подвезу!

Расстояния в Черногории оказались поистине смешными: от Будвы, где мы с моим парнем нашли себе домик у моря, до большинства интересных мест ехать примерно час. Что такое час езды для жителей Москвы? Но все оказалось не так просто, как мы думали:

  • Автобусное расписание каждый раз вызывало бурю негодования, особенно в дни, когда мы просыпали нужный рейс.
  • Нынешний курс превратил приятные черногорские цены в совсем неприятные, и спускать по 20 евро в день только на дорогу нам совсем не понравилось.
  • Нам хотелось общаться с местными жителями, но через окно автобуса разговор как-то не завязывался.

Где-то на 3-4 день мы отправились в Херцег-Нови, город на границе с Хорватией. Побродив несколько часов под дождем и спустив практически всю наличку, оставленную на обратный путь, мы побрели в сторону дома, до которого было больше 40 км. Дождь усиливался, мы заскочили в магазин «Всё по 1 евро», чтобы напоследок купить магнитик, а вместо этого приобрели ярко оранжевый картон и фломастеры. Нет, дело было не во внезапно нахлынувшем вдохновении, нам просто нужно было как-то добраться до дому.

Садись, подвезу!

Херцег-Нови

Конечно, можно просто стоять и (ждать у моря погоды) голосовать, но яркая табличка с ближайшим пунктом назначения в несколько раз повышает шансы сдвинуться с места: многие водители просто не станут тратить время, останавливаться и выяснять, куда тебе нужно, но, если они видят, что вам по пути, скорее всего, они не проедут мимо.

Судя по всему, автостоп на Балканах не развит, так как многие автомобилисты таращились на нас так, будто на нашей табличке было написано «Кокаин. Недорого». А многие из тех, кто проезжал мимо одобрительно поднимали палец вверх, махали рукой или показывали, что им в другую сторону.

Садись, подвезу!

Итак, простояв 10 минут мы выловили нашу первую «жертву» на стареньком автомобиле - ею оказался черногорец, который абсолютно не говорил по-английски. Первый блин комом. «Красиво тут у вас!» - говорю я, «Красиво? Не разумеем» - отвечает он и пожимает плечами. Я лезу в словарь и ищу слово «красиво» - ага, «лепо»: «Лепо в Црна Гора!». Улыбается. «Аа, красиво, да-да! Я учил русский в школе» - выдает он на смеси русского и сербского. Вот и поговорили.

Вышли из машины. Дождь льет как из ведра. Быстро пробежавшись по пустынному центру Рисана и набрав полные ботинки воды, мы пошли вдоль дороги. На часах почти шесть, начало темнеть, мы в каком-то богом забытом месте и промокли до нитки. Перед глазами пронеслись горячий чай и душ, теплая квартирка и прочие прелести жизни, оставшиеся в Будве. На этот раз мы, подгоняемые мыслями о теплом доме, стали голосовать гораздо активнее - нам совсем не хотелось проверять на себе чудеса черногорской медицины в области лечения простуд и различных воспалений. Через 10 минут появился наш спаситель, который и довез нас до города. Таким образом, в тот день мы сэкономили на дороге 6 евро, а это уже (две бутылки вина) полноценный обед на двоих в небольшой закусочной.

Садись, подвезу!

Следующие наши вылазки были более продолжительные, но уже абсолютно бесплатные. Помимо ощутимой ежедневной экономии в 20 евро, мы получали массу эмоций от общения с местными. Кто нас только не подвозил: армянин из Сочи, живущий в Брюсселе, черногорский строитель, директор крупной боснийской компании, чудной серб, приплясывающий за рулем и поющий гимн Сербии и т.д.; останавливались не только мужчины, но и женщины, разных возрастов и с абсолютно непохожим мировоззрением – складывалось ощущение, что каждый из них был частью большого балканского паззла, собрать который и было нашей целью, чтобы получить представление об этом непростом регионе.

Садись, подвезу!

Но самые удивительные вещи случились с нами по пути в Боснию и Герцеговину.

Из Подгорицы мы довольно быстро добрались до пивной столицы Черногории - до Никшича. Но совсем не о пиве думали мы в тот момент, когда вставали голосовать на выезде из города – на улице было промозгло и ветрено и нам хотелось как можно скорее запрыгнуть в чью-нибудь теплую машинку.

Кстати, от правильно выбранного места зависит практически всё:

  • оптимально – встать за городом на трассе, прямиком ведущей к пункту назначения;
  • еще лучше, если место будет за заправкой или за перекрестком: водители еще не успевают набрать бешеную скорость, чтобы скорее проскочить мимо всех (халявщиков) автостопщиков.
  • как любой заботливый автостопщик, создай для водителя максимально комфортные условия для остановки: на дороге должно быть место, где он сможет припарковаться! Подумай сам: кому захочется подбирать каких-то непонятных попутчиков на узкой однополосной дороге, когда тебе в спину «дышат» и сигналят еще 33 спешащих автомобилиста? Исключение – богом забытое место с нулевым траффиком.

    Садись, подвезу!

    Гацко

Соблюдая эти три простых правила, будь уверен – вскоре кто-то обязательно остановится, а проехавших мимо, всю дорогу будут терзать муки совести.

Итак, на часах 13:00, ветер усиливается, начинает покрапывать мелкий дождь, а в сторону Боснии кроме нас, кажется, никто не едет. Через пару часов мы уже открыто приплясываем на дороге, чтобы хоть немного согреться. Вскоре, окончательно окоченевшие и голодные, мы все же решили покинуть наш пост и дойти до автовокзала, заодно и перекусить.

Всю дорогу мы думали о причинах наших неудач - такого фатального невезения с нами еще не случалось. Видимо, пытаться уехать в другую страну автостопом в воскресенье, да к тому же на 8 марта, было наивно и в тоже время крайне самонадеянно. Можно было, конечно, еще предположить, что водители опасаются перевозить через границу незнакомых людей (ну мало ли что у нас в рюкзаках!), но это в случае, если бы эти водители вообще были, но в тот день траффик в сторону Боснии был практически нулевой.

Садись, подвезу!

На вокзале мы еще раз убедились, что это был явно не наш день: прямой автобус на Сараево отменили, а ближайший ожидался в 10 вечера (и катать он нас по Боснии должен был аж до 5 утра). Ноги сами понесли в сторону нашего прежнего поста подальше от маячивших перспектив – мы решили голосовать до наступления темноты.

Часов в 5 вечера около нас остановилась первая машина: водитель что-то быстро говорил по-сербски и активно жестикулировал. Так и не разобрав куда он едет, мы все же сели в салон и…через 5 минут оказались у него дома. Он разместил нас у камина, предложил еды и горячего чаю, а его жена, говорившая по-английски, наконец объяснила, что происходит. Оказалось, ее муж проезжал мимо нас второй раз, заметил, что мы стоим на одном месте 5-ый час подряд и решил отвезти нас к себе домой погреться. Вместе они позвонили на автовокзал, узнали, что прямая дорога на Сараево закрыта уже 3 дня из-за погодных условий, а следующий автобус обязательно придет в ближайшем будущем, правда, никто точно не знает, когда именно. Единственным способом пересечь границу в тот же день было сесть на маршрутку до Требинье, что мы и сделали.

Садись, подвезу!

Но на этом наши злоключения не закончились. Прибыв в Требинье в 7 вечера, мы обнаружили, что автовокзал уже закрыт, а автобус до Сараево будет только утром. Теперь можно подвести итоги того провального дня. Итак, мы:

  • в чужом городе, о существовании которого еще за день до этого даже не подозревали;
  • с 15-ти килограммовыми рюкзаками за плечами, которые даже негде оставить;
  • без связи (черногорские операторы будто только и ждали момента, когда мы пересечем границу, чтобы сразу же заблокировать наши сим карты);
  • без денег (рубли и евро не в счет (хотя, как выяснилось позже, в некоторых местах евро принимают за милую душу));
  • без жилья (даже на вокзале не переночуешь);

Как говорится, в любой непонятной ситуации иди ловить машину, что мы и сделали. Но голосовать ночью – плохая идея, как правило, водители не останавливаются вообще: или боятся, или очень спешат домой. Но если выбора нет, нужно встать в самое освещенное место (например, под фонарем), чтобы тебя не только заметили, но и случайно не сбили.

Тот день просто не мог хорошо закончиться - никто так и не остановился, а мы с горем пополам, обойдя пол города, все же нашли ночлег, и уснули, теша себя надеждой, что завтра будет лучше.

Садись, подвезу!

Но с утра что-то опять пошло не так: к нашему «огромному удивлению» никто точно не знал, когда будет автобус до Сараево. Выбора не было – мы поехали автостопом. За тот долгий день мы прокатились на 4-х попутках (две из них были фуры), пообщались с двумя сербами, черногорцем и хорватом, перенеслись из лета (+15) в снежную зиму (-2), проехались по опасному горному серпантину на фуре, а также побывали в таких местах, о которых слышал не каждый босниец. Весь наш двухдневный путь, который нормальные люди преодолевают за 4 (!) часа, выглядел так: Подгорица – Даниловград – Никшич – Требинье – Белича – Гацко – Фоча – Сараево.

Садись, подвезу!

На пути в Черногорию

Немного отдохнув от утомительного путешествия, через неделю мы отправились в обратный путь из Сараево до Тивата. По дороге в Мостар нас подобрал мужчина на дорогом автомобиле – он оказался представителем Еврокомиссии в Боснии. Пожалуй, он был самым интересным собеседником: его английский был безупречен, он много рассказывал о стране, о жизни на Балканах, о политике, о своей семье, а также озвучил 4 причины, по которым он решил нас подвезти:

  • одежда (чистота и опрятность были ключевыми показателями – никто не хочет пачкать свой салон грязными, мокрыми путешественниками в лохмотьях);
  • общий внешний вид (в частности ухоженные волосы и руки) - думаю, это не самый важный критерий, но, как выяснилось, для кого-то это имеет значение;
  • иностранцы (ему было интересно пообщаться с людьми из других стран);
  • табличка (ему понравилось то, что мы подготовились к путешествию автостопом);

    Садись, подвезу!

И напоследок еще несколько наблюдений об автостопе в Черногории и Боснии:

  • на Балканах любят русских, поэтому практически каждая наша поездка начиналась с улыбки водителя и коронной фразы «Русские – наши братья!». С особым энтузиазмом реагировали сербы.
  • все старались добросить нас до вокзала или центра города, некоторые в процессе разговора решали довезти нас чуть дальше, чем мы договаривались, хотя им было не по пути.
  • из всех водителей, которые нам встретились, по-английски говорила только половина, и то, отличный уровень владения был лишь у пары человек. Остальная половина либо знала русский, либо только сербский (боснийский/хорватский) – в последнем случае спасал язык жестов.
  • некоторые были очень разговорчивы, другие же ограничивались парой дежурных вопросов и на этом общение прекращалось. В любом случае, инициатива должна исходить от водителя – кому-то абсолютно не нужна пустая болтовня, а кто-то наоборот будет рад разговорам.
  • к слову о фурах – на них путешествовать удобнее всего, так как они обычно едут на дальние расстояния, чаще других останавливаются (особенно в какой-нибудь глуши), а водители почти всегда рады компании – им в дороге безумно скучно и хочется спать.

    Садись, подвезу!

    Граница между Республикой Сербской и Черногорией

Вообще, в большинстве своем, люди на Балканах очень добрые, отзывчивые и простые – я и раньше об этом слышала, но для нас своего рода показателем оказался именно автостоп, с помощью которого нам удалось по максимуму погрузиться в культуру Черногории и Боснии и Герцеговины и убедиться в этом на собственном опыте. Где еще можно часами общаться с незнакомыми людьми и слушать рассказы об их странах, как не в дороге?

Садись, подвезу!

По материалам www.arrivo.ru

Обратная связь

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, или Вы хотите, чтобы мы с Вами связались - пожалуйста, отправьте нам сообщение.

Контакты

Адрес:
Санкт-Петербург, Кантемировская ул. дом 17.
Телефон: +7 (812) 98 212 98
Skype: turovod
e-mail: oltravel@ya.ru
Время работы:
Online бронирование 24 часа
ПН-ПТ с 10:30 до 19:00 (до 21:00 по договоренности)
СБ-ВС с 11:00 до 18:00 (по договорености)
Телефон дежурного менеджера: +7 (905) 266-99-33
Поддержка туристов: +7 (905) 266-99-33 с 10:30 до 0:00 без выходных.